Меню сайта
Категории раздела
Художественное стекло [11]
Керамика [15]
Язык символов. [1]
Каждая вещь в доме обладает формой и цветом. Какой эзотерический смысл на несет?
Ганозис - уникальное защитное средство [3]
Ганозис - экологически чистое средство, изготовленное из природных материалов.
Обучение фьюзинг [9]
Фото-отчеты с курсов фьюзинга
Соблазни Гурмана! [7]
Рецепты на зависть подругам...
Статистика

Проверка тИЦ и PR



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Корзина



Подписка на бесплатную рассылку "Школа витража для начинающих"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваш пол:
Мужчина
Женщина


Авторская керамика, витражи тиффани и фьюзинг. Вторник, 13.11.2018, 10:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Художественное стекло

История создания витражей

Витраж (vitrum, vitre – стекло) - один из видов художественного и декоративного творчества, отличающийся силой своего воздействия на зрителя и многообразием используемых эффектов. История витража началась еще в древние времена. По данным археологов, стекло для витражей пытались изготавливать еще в древнем Вавилоне, Риме, Греции, Египте. Обломки стекла, найденные на территории Древнего Карфагена, свидетельствуют о том, что искусство создания витража существовало даже более пяти тысяч лет назад.

В конце прошлой - начале новой эры возникла техника цветного катаного стекла. Приблизительно в I в до н.э., в Сирии появилась стеклодувная техника, которая сразу осуществила переворот в производстве стекла. С помощью стеклодувной трубки удалось изготовить стеклянный шар, пустой внутри, из которого потом можно было получить ровную пластину, проколов его. Этой техникой получения листового стекла мастера пользовались еще долго, даже в средние века и в период Ренессанса.

Появление витражей, в современном их понимании, связано с распространением Христианства. Историки считают, что полноценный витраж, а именно витражные окна, впервые были созданы в VI веке, в храме святой Софии Константинопольской (Византия). Витражи в те времена делались из досок, в прорези которых вставляли различные кусочки стекла. Там, где стекло еще не знали, например, в Европе, использовали пластины камней (алебастра, селенита). Но именно в храмовом зодчестве Европы, витражное искусство достигло небывалых высот. Произошло это в XI веке, а уже в начале следующего вышла первая книга (трактат) по витражному искусству.

Храм святой Софии Константинопольской, а ныне мечеть. Стамбул.

Написал этот трактат немецкий монах Феофил (1100 год). Технология, описанная автором, до сих пор считается классической технологией изготовления витража. Она состоит в следующем: из нескольких сотен кусочков стекла разного цвета собирается витраж, который затем соединяется с помощью свинцовой пластины и спаивается. Окрашивали стекло в то время по методике, пришедшей с Востока. В расплавленную стеклянную массу добавляли красящие пигменты, для работы с мелким деталями использовали гризайль (глазирующий состав из стеклянного порошка). После росписи гризайлью, витраж обжигали, и глазурь вплавлялась в стекло.

Около 1250 года в Йоркском соборе установили пять узких
ланцетовидных витражей в технике гризайли

Так как развитие средневекового витражного искусства связано с храмовым зодчеством, то оно подчинялось общей концепции богослужения, литургического действа. В храме земное и небесное соединяются в единое целое. Витражи наполняют храм мерцанием, бросают по стенам цветные блики, символизируют божественный свет. В сумраке церкви свечение витражей вызывало у прихожан чувство священного трепета, некой трансцендентности.

Один из наиболее древних витражей того периода - голова Христа из Эльзаса. Известными памятниками истории витражей тех времен являются соборы  Шартра и Пуатье (Франция).

Голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе" Германия.

В конце XII столетия в Европе византийский стиль в искусстве витража сменился на свой, готический, появившийся благодаря аббату Сугерию. В 1144 году он руководил строительством апсиды церкви королевской семьи аббатства Сен-Дени. Готическое храмовое зодчество предполагает наличие большого количества окон, а, следовательно, и витражей. Готическое искусство витража становится более монументальным: технологии производства все более совершенствуются, появляются новые интересные архитектурные элементы, которые предполагают декорирование витражами и т.д. К таким относится, например, готические окна - розетки, круглой формы. Витражное искусство расцветает во многих странах Европы, особенно во Франции и в Англии. Сюжетами для витражей служат традиционные иконописные  темы, религиозные сцены из истории, светские сюжеты, например, деяния королей.
Одними из наиболее известных памятников витражного искусства тех времен является  Нотр-Дам, соборы в Сансе, Бурже, Амьенне, Шартре. В то время появился и стал популярным французский лучистый стиль - рисование орнаментов на белом стекле гризайлью. 

Собор Нотр-Дам в Реймсе. Центральный витраж западного портала. Датируется 1255-1200 годами

Наивысшего расцвета в эпоху возрождения витражное искусство достигло в Италии. В XIV-XV веках здесь возникли витражи принципиально нового типа. Это было связано с новыми приемами в изобразительном искусстве (применение перспективы, светотеневое моделирование) и новыми техниками производства стекла для витражей. Джотто, Микеланджело, Ботичелли и другие художники обосновали принципы  возрожденной живописи античности, которые открыли искусству витража новые изобразительные средства. Технология производства витражного стекла была усовершенствована благодаря использованию серебряной протравы и других химических веществ. Стало возможным не добавлять красящий пигмент в расплавленное стекло, а окрашивать готовое стекло в желтый и красный цвет. Эти и другие технологии позволили сделать витраж более похожим на картину, уменьшилось количество свинцовых пластин между стеклами.


Именно в эпоху Возрождения стали применять пескоструйную технику, которая позволяла добиваться стекла с разной по фактуре поверхностью. Вообще, XV-XVI век характеризуется большим разнообразием техник, средств и приемов создания витражей. Итальянские витражи эпохи Ренессанса вскоре заполонили Европу. В Бельгии, Англии, Нидерландах и других странах возникали центры стеклоделия. В Нидерландах популярными были такие мастера как Дирк и Вутер Крабеты, которые внесли в южную, итальянскую манеру витражного искусства сдержанность и декоративность. Памятники эпохи Ренессанса: Миланский и Брюссельский собор, собор св. Этьена, церковь св. Иоанна и др.

Брюссельский собор (St. Michael and St. Gudula Cathedral )

XVI-XVII века - упадок витражного искусства. Техника витража, собирания из кусочков стекла картины, постепенно вытесняется росписью, и непрозрачными эмалями в том числе. Секреты многих мастеров были потеряны, стеклодельческие центры в странах Западной Европы закрывались. Такой упадок витражного искусства длился до начала XIX века. 

Упадок витражного искусства связан и с реформами Кальвина и Лютера в XVI веке. Так как искусство витражей было католическим, протестантская Церковь воспринимала его враждебно, ведь такой элемент декора аскетическим протестантам претил. Тридцатилетняя война уничтожила все стеклодельные мастерские Европы. Важную роль в этом сыграл экономический фактор - дорогостоящее производство витражей стало просто невыгодным. 
XVIII век - эпоха Просвещения - характеризуется борьбой буржуазии с пережитками феодализма, которая затронула и витражное искусство. Витражи готических соборов заменили на обыкновенное стекло. Произведениям романского и готического стеклоделия значительный удар нанесла Великая французская революция. Именно в те времена было разбито большинство витражей Франции.

Лишь в конце XVIII - начале XIX веков началась новая история витражного искусства. Эта эпоха характеризуется увлечением неоготикой, поэтому мода на витражи вернулась. Стеклоделие было возрождено, а отношение к витражам поменялось. Витражи перестали быть предметом только лишь церковного декора, хоть и сохранили сакральный смысл. Витражные произведения теперь стали атрибутом и светской архитектуры, их заказывали не только церкви, но и богатые буржуа. Именно европейские неоготические тенденции повлияли на появление витражей в России.

В Германии и в Нидерландах с начала XIX века началось возрождение витражного искусства. А в России, вопреки желанию Николая I начать отечественное производство витражей («транспарентных картин»), создать витражное стекло не удалось до конца века. Все витражи, имеющиеся в России, были либо очень дорогими вещами, сделанными  Европе в средние века или эпоху Ренессанса, либо подделками. Такие «витражи» были либо росписями по стеклу (обычными масляным красками), либо стеклами с наклеенной бумагой, которая имитировала средневековый рисунок. Правда, единичные попытки создания настоящих витражей предпринимались различными мастерами (Орловым,  Бахметьевым, Воробьевым), но до нашего времени они не сохранились.

Производство настоящих витражей в России начинается с 60-х годов XIX века, с создания В.Д. Свечниковым витражной мастерской. Хоть она располагалась в Мюнхене, но здесь изготавливались витражи только на заказ для России, в первую очередь, для царствующих особ.

Золотое время художественного стеклоделия и в России, и в Европе, и в Америке -1880-1890-е годы. Наконец, технологии создания стекла стали рентабельными в нашей стране. А мода на витражи в высшем свете стала еще более актуальной. Этому всплеску интереса к витражам способствовало распространение стиля модерн. Сами элементы стиля модерн, такие как, графичность контуров, декоративность, ажурность - очень подходили природе витражей. Сама техника создания витражей была создана как будто специально для этого стиля.

Доходный дом А. А. Горигина. Санкт-Петербург.
В боковых секциях витраж утрачен, но мастерски дорисован.

В эти времена только в одном Петербурге функционировало более 20 мастерских витражного стеклоделия (Франка, Оффенбахера, Кноха,  Антоковича и др.). Стали открываться учебные заведения, обучающие специалистов художественному стеклоделию, витражному искусству. Вскоре витраж перестал был предметом роскоши, стал более доступным для масс. На рубеже веков витраж массово стал применяться в архитектуре Петербурга. Использовались  для витражей в основном пейзажные сюжеты или орнаменты. Одно из наиболее знаменитых  произведений художественного стеклоделия той эпохи - торговый дом Елисеевых, который расположен на Невском проспекте.


Витраж на главном фасаде Торгового дома братьев Елисеевых (Невский пр., 56). 
Не сохранился. Реконструкция по фотографиям начала ХХ века.


Торговый дом братьев Елисеевых. Сохранившийся фриз в окнах первого этажа этого здания.


В Европе, в начале XIX века, многие мастера посвящали себя воссозданию памятников витражного искусства. Расцвет его прошел под знаком различных обществ, наподобие английского Движения искусств и ремесел Морриса.

В конце XIX – начале ХХ веков витражи стали настолько популярны, что в Европе и Америке создалось большое количество предприятий, которые выпускали витражи в промышленных масштабах. К ним относились, например, «Гильдия века»,  «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°» (Англия), фирмы  Тиффани и Лафаржа (США).

Луис Комфорт Тиффани - один из наиболее известных представителей витражного искусства мира. Он был основоположником промышленного производства витражей, постоянно экспериментировал, получая новые виды стекла, протрав, покрытий и т.д. Он создал новую технику производства наборных витражей - технику Тиффани. Вместе свинцовых пластин он предложил использовать тонкую медную фольгу, обвертывать ее вокруг кусочков стекла. Края фольги загибали на стекло и пропаивали с  двух сторон. Получалась тонкая, но прочная основа, которая позволяла включать в витраж даже очень мелкие элементы или делать его объемным. Это свойство Тиффани использовал для изготовления своих знаменитых ламп. Благодаря Тиффани, все преимущества классической мозаики приобрело и витражное искусство.


В ХХ веке искусство витража продолжало развиваться. Оно прошло и конструктивистские, и сюрреалистические, и абстракционистские тенденции. После непродолжительного периода упадка, связанного с I мировой войной и революцией, витражное искусство поднялось на высокий уровень и в России, найдя выражение в советском стеклоделии. Яркий пример советского витража - станция московского метро «Новослободская».

Новослободская. Витражи Павла Корина.

Витражное искусство развивается и в наше время. Современные витражи сочетают в себе и классические, и новаторские технологии. Стали популярными различные способы имитации витража (фальш-витражи) на цельном стекле, но и настоящие витражи не сдают позиций. Ведь они так же, как и много лет назад, способны поражать воображение, притягивать взгляд, а это значит, что популярны они будут всегда.

Protected by Copyscape Plagiarism Detection
Категория: Художественное стекло | Добавил: Рина (07.07.2012) | Автор: Любовь Бован
Просмотров: 8149 | Теги: стеклоделие, век, техника, витражный, витраж, производство, Готический, искусство, собор, тиффани | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Арт-сообщество: галерея современного искусства
  • Портал изобразительного искусства. Личная страничка.
  • Литературный журнал "Преломление" СМИ
  • Гильдия творцов
  • Студия "Инна Финити" Любимые подарки
  • ACSCON.RU Системы управления и учета. Предприниматель - от старта к вершинам успеха



  • OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.


    Copyright Новикова И.В. © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz