Меню сайта
Категории раздела
Художественное стекло [11]
Керамика [15]
Язык символов. [1]
Каждая вещь в доме обладает формой и цветом. Какой эзотерический смысл на несет?
Ганозис - уникальное защитное средство [3]
Ганозис - экологически чистое средство, изготовленное из природных материалов.
Обучение фьюзинг [9]
Фото-отчеты с курсов фьюзинга
Соблазни Гурмана! [7]
Рецепты на зависть подругам...
Статистика

Проверка тИЦ и PR



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Корзина



Подписка на бесплатную рассылку "Школа витража для начинающих"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваш пол:
Мужчина
Женщина


Авторская керамика, витражи тиффани и фьюзинг. Воскресенье, 22.04.2018, 13:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Керамика

Знакомьтесь - фарфор
Фарфор - это вид керамики, который непроницаем для воды или газа. Тонкий фарфор просвечивается, издает чистый звук в случае легкого удара палочкой из дерева. Тон различается в зависимости от толщины и формы фарфорового изделия.

Разновидности фарфора

Фарфор получают обычно обжигом смеси каолина, полевого шпата,  кварца и пластичной глины при высокой температуре. Такой фарфор называют полевошпатовым. В англоязычной литературе фарфором называют и техническую керамику. В зависимости от содержания специального керамического материала различают глиноземный, борнокальциевый, цирконовый, литиевый и другие виды фарфора.

В зависимости от состава фарфоровой массы, можно выделить мягкий и твердый фарфор. Первый отличается от второго тем, что при его обжиге образуется больше жидкой фазы. При обжиге мягкого фарфора выше вероятность деформации.

В состав твердого фарфора входит каолин (47—66%), кварц (25%), полевой шпат (25%). Таким образом, этот вид фарфора богаче глиноземом (каолином), но беднее флюсами. Чтобы получить необходимую плотность требуется высокая температура обжига (1400- 1460 °C).

Мягкий фарфор подобен по составу твердому фарфору, отличается лишь процентное соотношение компонентов: каолин (25-40%), кварц (45%), полевой шпат (30%). Для обжига требуется более низкая температура (1300—1350°C). Мягкий фарфор находит применение, прежде всего,  для изготовления художественных изделий, твердый - для изготовления посуды или в технике (электроизоляторы). 

Костяной фарфор - один из видов мягкого фарфора, отличается особой белизной, его стенки тонкие и хорошо просвечиваются. В состав его входит костяная зола (до 50%), каолин, кварц и т.д.

Обычно фарфор покрывают глазурью. Но находит применение и фарфор после первого обжига без покрытия глазурью, так называемый бисквит. Он используется, например, для вставок в мебель (эпоха Классицизма), изготовления статуэток, украшений. В отличие от глазурованной блестящей поверхности, бисквит белый, матовый.


Бисквитный фарфор конца 19-ого века. Англия, фирма Wedgwood.

Способы декорирования фарфоровых изделий

Существует два способа росписи фарфора: подглазурная и надглазурная роспись.

В первом случае, краски наносят на неглазурованный фарфор. Затем изделие покрывают прозрачной глазурью и обжигают (1350 °C).

Надглазурная роспись наносится по глазурованному белому фарфору, затем изделие обжигается в муфеле (780-850 °C). В этом случае палитра красок намного шире. После обжига краска уходит под тонкий слой глазури (вплавляется). В итоге, краски блестят, изделие получается гладкое, хорошо противостоит воздействию продуктов пищи - и механическому, и химическому.

Для росписи фарфора используют разнообразные краски, но особо выделяются те, в составе которых есть благородные металлы (золото, платина, серебро).

Золотые краски, содержание золота в которых составляет 10-12%, обжигаются при температуре 720-760 °C. Изделия, окрашенные такими красками нельзя подвергать механическим воздействиям, мыть абразивными моющими средствами, в посудомоечной машине.   Люстры (золотые и серебряные), полирголь полировочный, порошковое серебро и золото (50-90%) обжигаются вместе с красками при более высоких температурах. Порошковое золото и полигроль получаются матовыми после отжига. Далее на них наносят узор агатовым карандашом (цируют). Делать это должен лишь очень квалифицированный мастер. После цировки золота получается интересное сочетание матового и блестящего декора. Люстры и порошковые краски устойчивее, чем глянец (10-12%). Но декорирование глянцем самая дешевая процедура.

Надглазурная роспись осуществляют на живичном скипидаре и скипидарном масле следующим образом. Перед росписью краски замачивают на палитре в течении суток и более. Затем их растирают со скипидарным маслом. Масло должно быть тягучее и густое, скипидар - сухой (в баночках), немного жирный. Для получения смеси берут кусок замоченной краски, скипидар, масло и смешивают до консистенции сметаны. Густая краска подходит для мазковой росписи, более жидкая - для перьевой. Краска не должна растекаться из под кисти или пера. Подглазурную краску разводят на воде, сахаре или в небольшом количестве глицерина.



История фарфора

Впервые фарфор получили в Китае, в 620 году. Но способ его получения долго хранили в секрете, и только в 1708 году саксонские умельцы Чирнгауз и Беттгер смогли изготовить фарфор (европейский). 

Открыть секрет изготовления восточного фарфора пытались почти двести лет в Англии, Франции, Италии. Но получались материалы более похожие на стекло, чем на фарфор.

Примерно в 1707 году, Иоганну Фридриху Беттгеру (1682-1719) удалось создать красный фарфор («rothes Porcelain»), яшмовый фарфор, тонкой керамики.
Но секрет получения настоящего фарфора еще предстояло открыть. Ведь тогда еще не существовало такой науки, как химия, в ее современном понимании. Поэтому невозможно было определить химический состав сырья для фарфора. Такая же ситуация сложилась и с технологией получения. Хоть процесс изготовления фарфора был тщательно описан в путеводных записках купцов и миссионеров, но вывести из них технологические процессы не представлялось возможным. Известность получили записки иезуитского священника Франсуа Ксавье д’Антреколя, которые содержали секрет технологи получения китайского фарфора (1712 год). Они стали доступны широкой общественности лишь в 1735 году.

В результате сложных продолжительных экспериментов, которые производились на основании геологических, металлургических и алхимических знаний, возникло понимание принципа производства фарфора. А именно необходимости обжига смеси различных веществ, которые справляются легко и сложно. Скорее всего, эксперименты по получению белого фарфора происходили одновременно с экспериментами по получению красного фарфора, ведь всего через два года, в 1709 году стали изготавливать белый фарфор.

По современным меркам, китайский фарфор относится к мягкому, ведь в его состав входит намного меньше каолина, чем в европейский (твердый), кроме того для обжига он требует более низких температур и менее прочен.

Кроме Беттгера, над созданием европейского твердого фарфора работали и другие ученые. Получившийся в результате твердый фарфор (pate dure) стал абсолютно новым керамическим продуктом.

Первый успешный опыт обжига белого фарфора был произведен в конце 1707 года. Началом 1708 года датированы первые лабораторные записи о пригодности фарфоровых смесей. В апреле 1708 года вышло распоряжение о создании Дрезденской фарфоровой мануфактуры. Первые выпущенные образцы (июль 1708) были неглазурованные. Уже к марту 1709 года эта проблема была решена, но королю глазурованные образцы фарфоровых изделий были представлены лишь в 1710 году.

На пасхальной ярмарке 1710 года в Лейпцге горожане имели возможность купить посуду из «яшмового фарфора», изделия из глазурованного и неглазурованного белого фарфора.

В России секрет фарфора открыл в 1740-е годы Д.И. Виноградов. Постепенно мануфактура, в которой он работал, превратилась в Императорский фарфоровый завод, в СССР называемый ЛФЗ.

Категория: Керамика | Добавил: Рина (12.07.2012) | Автор: Любовь Бован
Просмотров: 2905 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Арт-сообщество: галерея современного искусства
  • Портал изобразительного искусства. Личная страничка.
  • Литературный журнал "Преломление" СМИ
  • Гильдия творцов
  • Студия "Инна Финити" Любимые подарки
  • ACSCON.RU Системы управления и учета. Предприниматель - от старта к вершинам успеха



  • OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.


    Copyright Новикова И.В. © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz