Меню сайта
Категории раздела
Художественное стекло [11]
Керамика [15]
Язык символов. [1]
Каждая вещь в доме обладает формой и цветом. Какой эзотерический смысл на несет?
Ганозис - уникальное защитное средство [3]
Ганозис - экологически чистое средство, изготовленное из природных материалов.
Обучение фьюзинг [9]
Фото-отчеты с курсов фьюзинга
Соблазни Гурмана! [7]
Рецепты на зависть подругам...
Статистика

Проверка тИЦ и PR



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Корзина



Подписка на бесплатную рассылку "Школа витража для начинающих"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваш пол:
Мужчина
Женщина


Авторская керамика, витражи тиффани и фьюзинг. Понедельник, 25.09.2017, 12:38
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Керамика

Из глубины веков - Кумган

Кумган — восточный  узкогорлый сосуд, кувшин для воды с длинным изогнутым носиком, ручкой и крышкой. 


Металлические известны с глубокой древности в странах Среднего  и Ближнего Востока.


кумган  кумганы



В России в период 16—17 вв. по 19 в. получили распространение керамические Кумганы. В Государственном Русском музее собрана большая коллекция кумганов и квасников Гжели и Скопина. 


На Руси квасники и кумганы - это сосуды для кваса, мёда и кислых щей.

Ки́слые щи (кислые шти) — это не современные щи из кислой капусты - это старинный русский медово-солодовый напиток, разновидность шипучего кваса. 

Мёд питный — крепкий алкогольный напиток, изготавливающийся из мёда.Сегодняшние "медовухи" имеют мало общего со старинными мёдами. По технологии приготовления различают ставленый мёд, хмельной мёд, вареный мёд и медовое вино.

Старинный квас - это тоже хмельной напиток с долей этилового спирта не выше 2,2%. По технологии приготовления квас являлся разновидностью пива. 


Основу формы квасников и кумганов составляет широкое, чаще всего дисковидное, реже - шарообразное тулово, поставленное вертикально на ножки. В отличие от кумганов, квасники имеют круглое отверстие в центре диска.


Гжельские кумганы выполнены их красной глины, покрыты белой глазурью. Роспись выполнена по необожженной эмали (майоликовая роспись). Большинство кумганов, изготовленных гжельсими мастерами, имеют дисковидное тулово, поставленные на четыре ножки, напоминающие звериные лапы.


Диск выполнялся двумя способами.

  1. На гончарном круге выкручивали широкую цилиндричскую чашу, которую закрывали сверху плоской круглой крышкой. Шов проходил в месте соединения боковых стенок чаши и крышки.
  2. На гончарном круге изготавливали две одинаковые не очень глубокие чаши, которые соединяли между собой так, что шов проходил посередине боковой стенки (ребра) тулова.

 

Далее на ребре дисковидного тулова устанавливали горло в форме чаши на круглой ножке-столбике. Горло либо выкручивали на гончарном круге, либо формовали. По сторонам от горла располагали изогнутые носик и ручку. Носик соединялся с горлом перемычкой. Ручки, как правило, украшены различными завитками, растительным скульптурным орнаментом.


Гжельские кумганы украшены не только майоликовой росписью, но и скульптурными изображениями людей, животных, растений и бытовых предметов, изготовленных в двустворчатых формах.


Кумган. Гжель. Последняя четверть XVIII века

Этот дисковидный кумган на четырех ножках-лапках изготовлен гжельскими мастерами в последней трети XVIII века. Выполнен вторым способом их двух чаш. Продольная средняя часть при этом сделана чуть вдавленной, а стенки - округлыми.  В центре диска также имеется углубление.


Горло в форме чаши на столбике соединено ажурной перемычкой с носиком. Сферическая крышка завершается фигурой двуглавого орла.


Фрагмент кумгана. Гжель.На плечиках сосуда скульптурные фигурки: с одной стороны - упавшая лошадь с всадником, который держит в руке пистолет, вторая скульптурная группа не сохранилась (отбита). с другой стороны - сидящий мужчина с птицей в руках, музыкант с мандолиной.


Сверху на носике - фигурка птицы.


Роспись полихромная по сырой эмали: птицы с желтым и синим оперением среди растений.


В углублениях дисковидного тулова изображена звезда с остроконечными желтыми лучами



На рубеже XVIII - XIX веков майолику стал вытеснять модный сине-белый английский фаянс. Изобретательные гжельские мастера создали уникальный в истории новый переходный материал - полуфаянс. Полуфаянсовые изделия имели черепок светло-серого цвета и покрывались бесцветной прозрачной глазурью. Сосуды украшались как подглазурной, так и надглазурной росписью преимущественно кобальтом - синей краской на белом фоне.

В это же время на смену четырем невысоким ножкам, напоминающим звериные лапы приходит одна коническая высокая ножка. Встречаются и низкие кольцевые ножки.


Вот два полуфаянсовых кумгана, находящихся в коллекции Государственного Русского музея.


Шаровидный кумган. Гжель

Кумган  1823 г. 26х22х19 см


Шаровидный на кольцевой ножке. Горло в форме чаши на ножке-столбике соединено узкой перемычкой с рельефным носиком , в нижней части которого отформованный рельефный узор в виде пальметт и розетки. 


Роспись синяя подглазурная  располагается на тулове тремя горизонтальными поясами: в среднем - гирлянды из трилистников и спиралевидных завитков; ниже - гирлянда из свисающих трилистников; сверху – цветок на стебле с втянутыми листьями, пальмовидное дерево, орнаментальные ограды из стилизованных растительных и геометрических элементов и надпись «1823 году»



Кумган. Гжель.

Кумган 1820-1830-е годы 30х22х13 см


Дисковидный на круглой профилированной ножке В центре диска отформованное рельефное изображение амура на дельфине окруженное двумя рядами жемчужника и пальметтами Горло в форме чаши на граненом столбике соединено плоской перемычкой с граненым носиком (верх носика отбит). 


Петлевидная ручка с отформованным рельефным узором в основании. На плечиках кумгана скульптурные фигурки: с одной стороны, у горла – музыкант, играющий на мандолине, слева от него – такой же музыкант, справа – курильщик с трубкой и кисетом в руках (верхняя часть отбита). С другой стороны такие же скульптурные фигурки. Роспись золотом в виде гирлянд с цветами и листьями по фиолетовому люстру, создающему перламутровые переливы.


Люстр (люстровые краски) -органические лаки, содержащие специальные соединения висмута, железа, титана и др. металлов. Люстровые краски наносят на обожженную глазурованную поверхность. В процессе обжига на поверхности глазури образуется тончайшее металлическое покрытие в несколько микрон, которое придает изделию перламутровый блеск и своеобразный цвет.



Скопинские кумганы имеют характерные своеобразные формы. Здесь чаще встречается шаровидная форма тулова, горло, как правило, высокое, сложного профиля. Ручки и носики часто выполнены ввиде змей, голов птиц на длинных шеях. Характерным для скопинской керамики декором являлось тиснение глиняными штампиками по сырой глине. Скульптурные украшения в виде фигурок людей и животных тоже присутствуют, но в гораздо меньшем количестве, чем в гжельских кумганах.


Кумган. Скопин


Кумган 45х26х15 см


Дисковидный с профилированными стенками и лепными зубчикам на ребре диска на конической ножке.


 Высокое горло сложного профиля. Крышка завершается хватком в виде перевитой перекладины, лежащей на опорах - завитках. Носик и ручка выполнены в виде скульптурных изображений извивающихся змей. 


В центре дисковидного тулова помещено рельефное изображение масарона. Геометрический орнамент выполнен в технике тиснения штампиками. Полива зеленая.


Маскарон - это скульптурное украшение в виде маски лица человека или головы животного.





Кумган шаровидный. Скопин

Кумган. 38х24х21 см


Шаровидный на кольцевой ножке. Горло высокое профилированное. Крышка с оттянутым гладким краем завершается хватком, украшенным лепной оборкой.


На ручке - фигурный выступ. Носик выполнен в виде фигурки медведя с открытой пастью.


Геометрический орнамент выполнен в технике тиснения штампиками. Полива коричневая.



Кумган. Скопин



Кумган. 24х21х15 см.


Шаровидный на кольцевой ножке. Горло высокое слегка утолщенное посередине, обрамлено по краю лепной оборкой. Носик хоботовидный. Ручка с выступом-упором.


На тулове и горле гладкие и рубчатые пояски. Полива зеленовато-серая, темно-коричневая и желтая.







                      

    

Кумган. Авторская работа Новиковой И.В.

А это - кумган  -моя работа. Гончарная лощеная керамика, второй обжиг с молочной сывороткой. 

Сейчас кумган  находится в салоне Фонда культуры РФ на проспекте Мира в Москве. 






















Кумганы ещё и воспевают! Вот нашла песню барда Ефима Ташлицкого "Кумган"


Гончар на круге жизнь мою

Слепил в кумган неповторимый,

Веселый, стройный и ранимый,

И закалил, предав огню.


Замес из глины - плоть и кровь,

Страстей и мускулов движенье,

И поколений отраженье,

Венец и ревность и любовь.


На глянец кистью нанесен

Орнамент тайных предсказаний,

Надежд, сомнений и скитаний,

И перст, которым я спасен.


Спасен от доли скоропея,

От злой судьбы, да от сумы,

Не потому ли вместе мы

Живем, друзьями богатея.


Гончар уснул, аккорды смолкли,

Звезда моя, повремени,

Чтоб счастья золотые дни,

Не разлетелись на осколки.




Литература.

Григорьева Н.С. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея. Каталог, - Л.: Искусство,1987. - 150 с.

Пожалуйста, оставьте свой отзыв о статье, вопросы, комментарии. Буду Вам весьма признательна.
Категория: Керамика | Добавил: Рина (15.10.2011) | Автор: Новикова Ирина W
Просмотров: 6698 | Теги: гжель, квасник, глазурь, гончарный круг, майоликовая роспись, гончарное производство, глина, полива, скопин, кумган | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Арт-сообщество: галерея современного искусства
  • Портал изобразительного искусства. Личная страничка.
  • Литературный журнал "Преломление" СМИ
  • Гильдия творцов
  • Студия "Инна Финити" Любимые подарки
  • ACSCON.RU Системы управления и учета. Предприниматель - от старта к вершинам успеха



  • OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.


    Copyright Новикова И.В. © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz