Меню сайта
Категории раздела
Художественное стекло [11]
Керамика [15]
Язык символов. [1]
Каждая вещь в доме обладает формой и цветом. Какой эзотерический смысл на несет?
Ганозис - уникальное защитное средство [3]
Ганозис - экологически чистое средство, изготовленное из природных материалов.
Обучение фьюзинг [9]
Фото-отчеты с курсов фьюзинга
Соблазни Гурмана! [7]
Рецепты на зависть подругам...
Статистика

Проверка тИЦ и PR



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Корзина



Подписка на бесплатную рассылку "Школа витража для начинающих"
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Ваш пол:
Мужчина
Женщина


Авторская керамика, витражи тиффани и фьюзинг. Суббота, 26.05.2018, 22:41
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Керамика

Глиняная посуда Русского Севера
В каждой крестьянской избе Русского Севера имелось множество разнообразной глиняной посуды. Маленькие горшочки предназначались для приготовления детских каш, огромные корчаги – для хранения и варки пива, широкие кубышки – для растительного масла и дегтя. Глина – материал природный, широко используемый, хоть и относительно не долговечный. Гончарные мастерские обеспечивали всю округу глиняной посудой, вывозили свои изделия для продажи на ярмарках. Все кувшины, миски, сковороды имели такие формы, пропорции и размеры, чтобы использование этих предметов быта было максимально удобно для каждой хозяйки. 


Каргопольский, Мезенский, Вельский районы Архангельской области, Кадниковский и Тотемский районы Вологодской области считались центрами гончарного дела северного края, хотя глиняную посуду делали везде, где находились залежи этого материала.

Чернолощеная и поливная посуда – основные направления работы гончаров Русского Севера. 

Черный цвет чернолощеной керамики был обусловлен процедурой обжига изделия в сильно коптящемся пламени без доступа воздуха. Лощение - древний прием обработки ещё сырых глиняных сосудов. Гладким камушком, косточкой, палочкой (лощилом) не до конца высохшее изделие полировали до блеска. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится менее водопроницаемым и более прочным. Часто лощилом наносили разнообразные узоры, которые серебрились на матовом темном фоне. 


Кувшин H=25 D=18 см. Гончарная работа, чернолощеная керамика, XIX век. С горизонтальными рисками и вертикальными полосками

Поливную или, как ее еще называли, муравленую посуду покрывали снаружи и внутри глазурями, прозрачными и цветными. Использование глазури не только делало предметы более красивыми, но и прочными и влагонепроницаемыми. Северные мастера предпочитали метод сухого глазурования, при котором горшки покрывались смолой перед обжигом, посыпались порошком свинца и меди. Под действием огня порошок плавился, застывал стекловидным слоем.  Например, устюженские мастера использовали прием неполной поливы, когда глазурью покрывалась только внутренняя часть сосуда и его небольшая верхняя часть снаружи. 


Готовые изделия украшали при помощи орнаментов, которые выводили специальными штампиками по сырой глине, острыми палочками, расписывали жидко разведенной глиной. Орнаменты были незамысловатые, простые, но выразительные и гармонирующие с формой самой посуды. Уголки, полукружия, полосы, звезды, розетки устраивались в ряды и цепи таким образом, чтобы подчеркнуть красоту и неповторимость каждого гончарного изделия. 


В середине ХХ века на границе Вологодской и Архангельской областей, в деревне Сомово был открыт гончарный промысел, существующий более ста лет. Здешние мастера делали чернолощеную и поливную посуду: от самого маленького горшка и кринки до огромных кувшинов и даже самоваров. 

Большое село Воскресенское в Кирилловском районе снабжало своим товаром не только всю округу, ярмарки Череповца, мастера вывозили свои изделия в Петербург и Новгород. В настоящее время промысел фактически угас, образцы творчества гончаров этого района хранятся в музеях области. 

Глиняная посуда Русского Севера – это разнообразные горшки, корчаги для браги и других напитков, горлачи, используемые для хранения зерна и пива, высокие кувшины с носиком и ручками и кринки для молока, сметаны, сливок; миски и овальные жаровни, которые можно было использовать для приготовления пищи на открытом огне, посуда, предназначавшаяся для ритуалов, рыльники, сосуды для перетапливания и сбивания масла, блюда, миски,  солонки, тарелки. Глиняная посуда накрывалась крышками, волохами, имела обтекаемую, плавную форму. 


В нашей обычной жизни такая посуда из натурального материала напоминает нам о чистом воздухе деревни, домашнем очаге, наполняет дом теплом и уютом, располагает к душевным разговорам. 

Protected by Copyscape Duplicate Content Finder
Категория: Керамика | Добавил: Рина (10.06.2012) | Автор: Анастасия Решетова
Просмотров: 3264 | Теги: глина, гончарный, горшок, русский, чернолощеный, мастер, север, посуда, глазурь, глиняный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Арт-сообщество: галерея современного искусства
  • Портал изобразительного искусства. Личная страничка.
  • Литературный журнал "Преломление" СМИ
  • Гильдия творцов
  • Студия "Инна Финити" Любимые подарки
  • ACSCON.RU Системы управления и учета. Предприниматель - от старта к вершинам успеха



  • OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.OZON.ru - С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г. |С. Литвиненко. Технология фьюзинга. Киев, 2005 г.


    Copyright Новикова И.В. © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz